Вальдорфская педагогика

Вальдорфские школы представляют собой одну из форм деятельности «Антропософского общества», созданного Рудольфом Штайнером (1861–1925 гг.), ранее возглавлявшим германское отделение теософии, но отколовшимся от него и сформировавшим секту, которая последовала за его личными откровениями о «духовном мире». Секта достигла периода зрелости во время социального и политического кризиса, переживавшегося Германией во время Первой мировой войны и после нее.

Деятельность секты включает в себя антропософскую медицину, «биодинамическое» сельское хозяйство, эвритмические школы танца, деревни «Кемпхилл» для отставших в развитии людей и «церковь» под названием «Христианская община». Однако самой распространенной программой секты являются ее вальдорфские школы. Хотя чаще всего их называют вальдорфскими в честь первой такой школы, разработанной Штайнером в 1919 г. для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория», их также называют штайнеровскими школами, а в некоторых частях Европы – «свободными школами».

О мировоззрении самого Штайнера так говорится в "Философской энциклопедии": "В 1902 г. Штайнер обратился к теософии. Возглавил германский отдел Теософского общества, где он развил исключительно бурную деятельность. Штайнер построил антропософский храм Гетеанум (Дорнах, Швейцария). В 1923 г. храм сгорел - вопреки предсказанию Штайнера, что он простоит 300 лет. Само учение Штайнера представляет собой синкретическое соединение западных и восточных религиозно-оккультных учений, в котором можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, оккультно истолкованного христианства... Была разработана целая система ступеней посвящения с обрядами инициации наподобие масонских. Первые ступени включали танцы, выработку эвритмии, постановку театральных мистерий. Для посвященных читались особые секретные курсы. Человек, по учению Штейнера, в соответствии с традициями древнего оккультизма, образует микрокосм в составе физического, эфирного и астрального тел, причем эфирное тело нисходит в человека с прорезанием коренных зубов (около 6 лет), а остальное - с достижением половой зрелости. Эти сферы отражают три ступени, через которые прошел, по Штайнеру, в своем становлении Мировой Дух; с 1909, то есть с открытия антропософии, мир вступил в четвертую фазу, на которой формируется духовное "Я"».

Таким образом, по своей сути учение Штейнера является оккультным и антихристианским. Так, Штейнер учил, что Христос – это солнечный бог, пришедший на землю не для того, чтобы искупить человечество от греха, но чтобы помочь роду людскому найти правильный баланс между влияниями зороастрийских богов света и тьмы – Люцифера и Аримана. В откровениях Штайнера обычно смешиваются религиозные, научные и исторические аспекты. Его версии истории включают в себя главы о погибших континентах Лемурия и Атлантида, которые, как он утверждает, он прочел посредством «ясновидения» в мифических «хрониках акаши».
Часть центральных концепций Штайнера: реинкарнация, карма и многобожество – почерпнута им из индуизма через теософию. Объединяющим принципом штайнеровской системы является оккультная доктрина соотношений, выраженная в формуле «что наверху, то и внизу». Мистическое мироощущение Штайнера глубоко пессимистично. В числе прочего он предсказывал воплощение темного бога Аримана в начале ХХ в. Как и другие лидеры сект, Штайнер безапелляционно утверждает, что его откровения являются единственной истиной и что все остальные традиции и типы знания ошибочны. После Первой мировой войны, когда Штайнеру не удалось убедить глав правительств разных стран мира воспринять его политическую систему, Штайнер разработал образовательную схему.

Для вербовки вальдорфские школы проводят дни открытых дверей для родителей, при этом посетителям показывают лишь внешнюю сторону - прекрасные декорации и громадный энтузиазм каждого сотрудника школы. Однако вальдорфские школы для привлечения детей из неантропософских семей используют сознательный обман относительно своих целей и своей организации. С самого начала Штайнер планировал пользоваться услугами «внешних» для его секты людей путем систематического сокрытия целей школ и содержания их учебных планов. В 1920 г., пытаясь получить государственное лицензирование для своей школы, он написал: «Мы должны создать условия, чтобы нам это удалось… А для того, чтобы сделать то, что мы хотим, по меньшей мере необходимо беседовать с людьми, не потому, что нам это приятно, но потому, что нам это необходимо, – и попросту одурачить их».

Если антропософа спросить об оккультных учениях Штайнера, он ответит вам весьма уклончиво. Однако педагогика основана на всем наследии Штайнера без исключений. Мировоззрение Штайнера можно обнаружить в его книгах, изданных антропософскими издательствами. Антропософских учебников как таковых не существует, но если провести изучение, то в книгах Штайнера можно увидеть оккультные, религиозные, псевдонаучные и расистские высказывания, типичные для Германии 20-х годов.

В католических странах вальдорфцы используют в школах христианскую символику, неудивительно, что посетители принимают оккультные школы за христианские.

Учение Штайнера преподается в школах двояко, как через прямое преподавание вероучения, так и через исключение из преподавания информации, которая противоречит вероучению. Так, например, учителя верят, что доктрины секты являются самым передовым научным знанием, и им предоставлена особая привилегия преподносить его школьникам. Например, в предмете «физиология», который преподается в 6-м классе вальдорфских школ, имеются уроки о «двенадцати чувствах» и их соотношении со знаками зодиака. В качестве объективных исторических данных приводятся, например, штайнеровские «пост-атлантические эпохи», последняя часть его чтения «хроник акаши», содержащие данные об «эволюции земли». Уроки искусства состоят из копирования рисуемых учителем на доске иллюстраций и в штайнеровских акварельных медитациях на «чистом цвете», исполняемых в технике «влажным по влажному». Много времени проводится в повторяющемся геометрическом черчении, предназначенном для того, чтобы ученики оценили «свойства чистых цифр».
Любые знания, которые противоречат весьма своеобразным доктринам Штайнера, просто исключаются из процесса обучения. Например, Штайнер утверждал, что сердце не качает кровь, и поэтому, хотя вальдорфские ученики могут рисовать весьма изящные диаграммы человеческой системы кровообращения, им никогда не объяснят, как она работает. Штайнер учил, что свет является чистым духом и что Ньютон был не прав: свет нельзя разложить на составные цвета. Выпускники вальдорфских школ вряд ли будут иметь ясное представление о световом спектре, несмотря на то, что они пройдут курс физики как в начальной, так и в средней школе.

Вот как характеризует назначение вальдорфских педагогов современный антропософский писатель Гилберт Чайлдз: «Вальдорфские учителя должны быть в первую очередь антропософами и лишь во вторую – учителями». Постоянно работающие в вальдорфских школах учителя являются убежденными антропософами, считающими задачей своей жизни сохранение и распространение штайнерианского мировоззрения. Над центром классной доски вальдорфские учителя часто помещают изображение солнца, там же можно видеть изображение танцовщика, левая рука которого согнута под прямым углом вверх, а правая – под прямым углом вниз. Это – изображение знака бога-солнца – свастика.

Вальдорфские занятия всегда начинаются с молитвы. Вот молитва-«стишок» Штайнера, которая ежедневно произносится перед занятиями в начальных классах (перевод с англ.):

«Любящие лучи солнца,
Дайте мне свет дня.
В своих членах я ощущаю
Духовную силу души.
В ясном сиянии солнечного света
Я поклоняюсь, о Бог,
Власти человеческой силы,
Которую Ты столь благодатно
поместил в мою душу» .

В антропософских писаниях обычно употребляется слово «боги», а не «Бог». Все эти перемены находятся в полном согласии с проводившейся Штайнером политикой маскировки. Как он советовал еще в 20-х годах, «что касается всех этих вещей, то тут важнее всего их внешняя форма. Никогда не называйте это стихотворение молитвой, но "открывающим занятия стишком". Проследите, чтобы внешние люди никогда не слышали выражение "молитва", исходящее из уст учителя. Это вам поможет на долгом пути преодоления предрассудка, что вальдорфская школа является антропософской» .

Все вальдорфские школьники обязаны проходить два особых предмета, которые являются чисто антропософскими духовными упражнениями: живопись и эвритмия. Школьники проходят живопись каждый год в течение всего процесса обучения, но на этих уроках они разучивают только одну технику: штайнеровский метод акварельного письма по влажной поверхности. Вальдорфские занятия живописью не имеют ничего общего с творчеством или самовыражением. Их тайная задача – воздействовать на подсознание школьников путем медитации на чистый цвет и символические образы.

Эвритмией все школьники занимаются дважды в неделю. Как и живопись, это «духовное и целительное» упражнение. Эвритмические позиции представляют согласные (12, что соответствует знакам зодиака), гласные (7, что соответствует семи планетам), музыкальные ключи (12), интервалы (7) и геометрические фигуры. Человеку внешнему все эти позиции кажутся абсолютно бессмысленными, но посвященные верят утверждению Штайнера, что эвритмия – это подлинный язык ангелов.

Школьникам начальных классов вальдорфских школ не позволяют даже прикасаться к компьютеру. «Внешним» это объясняется тем, что ребенок не должен пользоваться механизмами, принцип действия которых ему непонятен. Подлинная же причина в том, что компьютеры считаются воплощением духа зла Аримана.

Вальдорфские школы скрывают свою религиозную антихристианскую сущность, пытаясь позиционировать себя как "неконфессиональные", в действительности же они противопоставляют сразу себя всем христианским конфессиям. Ф.Карлгрен так пишет об этом: "Когда говорят о вальдорфской педагогике, то речь идет об образе жизни. Специфической особенностью вальдорфских школ является то, что все члены корпорации видят одну и ту же духовную цель. Стало правилом, что учителя не могут исполнять своих обязанностей без тщательного изучения человековедения Р.Штейнера и без внутренних усилий, которых требует антропософский путь развития".

В оккультной системе Штейнера учителя и дети должны приобретать не просто знания о религии или антропософии, но пережить соответствующий религиозный опыт. Учителю изучение оккультной доктрины Штейнера должно помочь, в частности, тем, что он должен научиться распознавать в детях опыт их прошлых инкарнаций.

В немецких источниках сообщается, что в "вальдорфских школах" у детей хуже развивается математическое, художественное, образное и естественно-научное мышление.

Религиоведческое изучение позволяет отнести вальдорфскую педагогику к сектантской оккультной методике. Это мнение Православной Церкви разделяется в католическом и лютеранском религиоведении. Вальдорфские школы созданы для того, чтобы распространять оккультные учения Рудольфа Штайнера. Ввиду того, что антропософия является тоталистской системой оккультной антихристианской направленности, то использование вальдорфской педагогики в образовательных школах недопустимо.



(При подготовке использованы материалы Д.Дагана, Д.Даара, опубликованные в журнале «Free Inquiry» (США), 1994 г. и религиоведческие работы диакона А.Кураева).